
Сколько лет творческий человек обречен быть голодным художником? И обязательно ли вообще проходить эту стадию?
Дед по отцовской линии был адвокатом в Баку. А мама из простых крестьян. К моменту моего появления на свет родители жили так бедно, что отцу пришлось отправить маму к родственникам в Краснодар, где я и родился, а потом мама со мной вернулась в Москву.
Мой отец происходил из старинного карабахского княжеского рода Мелик-Шахназарянов. Я слышал некоторые семейные легенды, например, о том, что знаменитый генерал Мадатов, герой войны 1812 года, сподвижник Ермолова, был по происхождению из крестьян, живших на землях моих предков. Он выбился в люди, сделал блестящую карьеру, а однажды, приехав на родину, послал доложить о себе моему прапрадеду. Но мой гордый предок отказался его принять: мол, не подобает природному князю звать в гости мужика. Еще, насколько мне известно, у нас есть родственные связи с Павлом Флоренским, его мать была армянкой, родственницей моих предков.
Вы не раз говорили, что этот ваш первый фильм о Великой Отечественной войне отчасти посвящен и памяти вашего отца-фронтовика. А можно ли подробнее узнать о вашей родословной?
Война в широком смысле не прекращалась никогда, даже если вот здесь, в этой точке планеты мир, где-то все равно кто-то продолжает воевать. Об этом много говорят, войну проклинают, разоблачают тех, кто начинает войны. А война упорно продолжает идти и даже не думает прекращаться Ведь если вдуматься, то и Вторая мировая не закончилась, она просто обрела другие формы, как та же «холодная война», например. А если посмотреть на наше общество, становится ясно, что и гражданская война никак не завершится Сейчас многие обращаются ко временам Российской империи, и получается, что наша культура устремлена в далекое прошлое, а целый пласт советского времени выброшен. Советский период был сложный, в нем разное было, но это часть единой и неделимой истории России. Нельзя историю делить на правильную и неправильную, а тем более подгонять ее под свои сиюминутные задачи.
Лично для меня в основе этого фильма оказался вопрос о природе войны. Чем старше я становлюсь, тем больше думаю над ним и тем меньше могу на него ответить. Природа войны она противоестественна, как пишет Лев Толстой в «Войне и мире», или это все-таки проклятие, присущее роду человеческому и неотделимое от него? Ведь, если вдуматься, история человечества это и история войны.
В чем Вы видите главную идею «Белого тигра»?
Да, так и происходит. Для поколения моих детей Великая Отечественная воспринимается так же, как и Первая мировая, обе эти войны от них одинаково далеки. Поэтому современному человеку, если только он не профессиональный историк, документ уже не так интересен. Теперь представляют интерес разные трактовки, взгляд с других ракурсов. Но при этом чем дальше война удаляется во времени, тем более знаковым и принципиальным событием мировой истории она становится. Ведь когда смотришь на эпоху Великой Отечественной войны, то даже самые простые истории становятся поистине эпическими по своему масштабу. Вероятно, потому, что за всю историю человечества именно эта война была тем рубежом, когда мир в своем дальнейшем развитии мог измениться самым коренным образом
Можно ли сказать, что сейчас идет процесс превращения истории Великой Отечественной войны из документальной стадии в настоящую легенду?
Меня всегда интересовала тема мистики, она проявлялась и в других моих фильмах. И сюжет, предложенный Ильей Бояшовым в его книге «Танкист, или «Белый тигр», показался мне очень интересным с точки зрения возможности совместить мистическую историю и реалии войны. Война сама по себе некое мистическое действо, она переполнена загадками. Она ведь настолько меняет людей, что они превращаются во что-то или кого-то другого, оказавшись один на один с постоянной угрозой смерти.
Карен Георгиевич, Ваш новый фильм «Белый тигр» привлек всеобщее внимание. Почему Вы выбрали именно такой взгляд на Великую Отечественную войну?
Карен Шахназаров известный кинорежиссер, сценарист и продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». На его счету такие ленты, как «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Американская дочь», «Всадник по имени Смерть», «Исчезнувшая империя», «Палата 6» и др. Недавно состоялась премьера его новой работы фильма «Белый тигр», снятого по мотивам романа Ильи Бояшова о поединке русского танкиста с призрачным и неуязвимым фашистским танком.
Карен Шахназаров: «Настоящее искусство всегда глубоко личное»
Страницы газеты:
В этом номере у нас рекламировались:
Московского Армянского Театра
со дня основания газеты НОЕВ КОВЧЕГ прошло 15 лет, 5 месяцев и 6 дней
сегодня 5 февраля 2013 г., сейчас
НЕЗАВИСИМАЯИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯМЕЖДУНАРОДНАЯАРМЯНСКАЯ ГАЗЕТА
Карен Шахназаров: «Настоящее искусство всегда глубоко личное»
Комментариев нет:
Отправить комментарий