
127,16 Kb.НазваниеПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология Магистерская программа «Клиническая психология»Дата конвертации06.09.2012Размер127,16 Kb.Тип МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»Медико-психолого-социальный институтПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 - Психология Магистерская программа «Клиническая психология»не имеющих профильного высшего профессионального образованияАбакан 2012 СОДЕРЖАНИЕI. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели вступительного испытания Требования к профессиональной подготовленности абитуриента.II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ Раздел 1. Методология, методы и история психологии. Раздел 2. Психология личностиРаздел 3. Психология эмоций, мотивации и воли Раздел 4. Психология познавательных процессовРаздел 5. Развитие психики в фило- и онтогенезеIII. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Междисциплинарный экзамен по психологии проводится письменно в виде теста. Его содержание построено на основе требований государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра по направлению 030300 психология. Целью междисциплинарного экзамена по психологии является оценка уровня знаний, необходимых для освоения программы подготовки магистра и предусмотренного государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по направлению 030300 психология. Абитуриент должен продемонстрировать знания по общей психологии, истории психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, экспериментальной психологии. Междисциплинарный экзамен по психологии оценивается по системе «зачтено/не зачтено». При получении на междисциплинарном экзамене по психологии оценки «зачтено» поступающий допускается к сдаче вступительного испытания по профилю магистерской программы (см. программу для поступающих в магистратуру по направлению 030300 психология, магистерская программа «Клиническая психология», и имеющих профильное высшее профессиональное образование), при получении оценки «не зачтено» - к вступительному испытанию по профилю магистерской программы не допускается и в конкурсе не участвует. На выполнение теста отводится 40 минут. Оценка «зачтено» выставляется в случае правильного выполнения не менее 8 тестовых заданий.Требования к профессиональной подготовленности абитуриента знать и понимать факты, закономерности, основные теории психологии и историю их развития; иметь представление о психологии личности, эмоций, мотивации, воли и познавательных процессов; знать основной категориальный (понятийный) аппарат психологии, иметь представление о методологии и методах общей психологии, иметь представление о развитии психики в фило- и онтогенеза; обладать психологической культурой II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВРаздел 1. Методология, методы и история психологии. Психология как наука. Предмет психологии. Отрасли психологии. Многозначность термина психология. Психология как наука и часть реальности. Объект и предмет психологии. Развитие предмета психологии. Возникновение первых систематизированных представлений о душе на древнем Востоке, в Греции и Риме. Развитие психологии в рамках философии. Душа как первый предмет психологии. Изменение представлений о предмете психологии под влиянием развития механики. Сознание как предмет психологии. Развитие естественных наук и их влияние на психологию. Выделение психологии в самостоятельную науку. Открытие В.Вундтом первой экспериментальной лаборатории в Германии. Сознание как предмет изучения в структурализме и функционализме. Развитие психологии в 20 в. и множественная трактовка предмета. Психика как предмет изучения отечественной психологической науки. Неоднозначность в трактовке предмета психологии на современном этапе. Задачи психологии. Место психологии в системе наук. Связь психологии с другими науками. Основные отрасли психологии. Фундаментальные и специальные отрасли. Общая психология. Тенденции дифференциации и интеграции в современной психологии.Гештальтпсихология как наука о целостных структурах психики. Изучение зрительного восприятия. Вклад М.Вертгеймера, В.Келера и Коффки. Инсайт как механизм научения. Проблемы зрительного восприятия. Основные понятия гештальпсихологии: фигура, фон, гештальт, переструктурирование, стремление к хорошей форме. Законы гештальта: тяготение частей к симметричному целому, выделение фигуры и фона в поле восприятия, стремление группировать части в направлении близости, равновесия и простоты, принцип «прегнантности». Возникновение бихевиоризма. Отрицание сознания как предмета научного изучения. Поведение как предмет изучения в бихевиоризме. Основные идеи Дж. Уотсона. Соотношение стимула и реакции. Промежуточные переменные. Развитие экспериментального изучения поведения человека и животных. Проблема научения, вклад Э. Торндайка, Б.Скиннера, Э.Толмена. Необихевиоризм. Понятие о социальном научении Критика.Психоанализ как крупнейшее течение психологии 20 столетия. З.Фрейд как основатель психоанализа. Понятие о бессознательном и его содержании. Психоанализ как теория и как метод. Сексуальный и агрессивный инстинкты, энергия либидо, сублимация. Сублимация и борьба инстинктов как движущая сила развития. Взгляды А.Адлера и индивидуальная психология. Комплекс неполноценности, стремление к превосходству как невротический путь, развитие чувства общности. Компенсация и гиперкомпенсация. Аналитическая психология К.Юнга. Понятие о коллективном бессознательном. Архетипы и символы. Интроверсия и экстраверсия. Неофрейдизм.Категория деятельности в отечественной психологии. Трактовка понятия деятельности в трудах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. Предметность и общественный характер деятельности. Деятельность и активность. Субъект деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Содержание, структура и динамика деятельности. Мотивы деятельности: внешние и внутренние. Цели деятельности. Виды деятельности, действия, операции. Виды действий (моторные, сенсорные, мыслительные). Умения, навыки, привычки. Соотношение внутренней и внешней деятельности. Понятие об интериоризации и экстериоризации. Основные виды деятельности человека: игра, учение, труд. Деятельность и сознание. Теория психологического эксперимента. Классификация исследовательских методов в психологии. Организационные, эмпирические методы, методы обработки данных и интерпретационные методы. Планирование эксперимента и контроль переменных. Корреляционные исследования. Анализ и представление результатов.Раздел 2. Психология личностиПодход к изучению структуры и развития личности в психодинамических теориях. Периодизация развития З.Фрейда. Основные стадии психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Модификация идей классического психоанализа в теориях А.А
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология Магистерская программа «Клиническая психология»
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030300 Психология Магистерская программа «Клиническая психология»
Комментариев нет:
Отправить комментарий